Воскресенье, 05.05.2024, 07:06
Приветствую Вас, Гость

Методические рекомендации по разработке образовательных программ дополнительного образования детей

По положению Ст. 9, п. 1 Закона "Об образовании" "образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности". Оно конкретизировано в пункте V настоящих Требований и Методических рекомендаций, где образовательная программа определяется как документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.

Образовательная программа дополнительного образования раскрывает соответствующие параметры образовательного процесса на уровне учреждения в целом и определяет его стратегию.

Основания программы

В соответствии с Законом "Об образовании"* основанием для определения целей и задач образовательной программы учреждения выступает наличие образовательных потребностей в дополнительном образовании детей. Основанием для определения содержания образования, реализуемого программой является с одной стороны - содержание образовательных потребностей, с другой - потребности развития базовой практики (и ее субъектов), соответствующей образовательному профилю (профилям)** учреждения.

* Ст. 26, п.1: "Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

** Образовательный профиль - подлежащая освоению область жизни и духовно-практической деятельности человека.

Образовательная программа учреждения дополнительного образования, таким образом, представляет собой проекцию содержания общественного заказа на условия конкретного учреждения дополнительного образования.

В тоже время, цели и образовательное содержание реализуемых в учреждении программ первичных объединений автономны и уникальны. Они вытекают не только и не столько из социально-экономического контекста образовательной деятельности, а из внутренней логики развития сферы образования, новых педагогических ценностей, теории, технологий и способны достаточно эффективно решать задачи развития детей.

Сочетать интересы наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей и создания условий развития уникальных характеристик педагогической практики дополнительного образования - главное назначение образовательной программы учреждения.

Последовательность процедур разработки программы дополнительного образования

1. Разработка целей и задач образовательной программы.

2. Конструирование перспективной модели образовательной деятельности учреждения.

3. Разработка путей и условий достижения конечного результата.

3.1. Учет ресурсов.

3.2. Планирование программы.

3.3. Содержание программы по этапам.

4. Оформление программы.

1. Разработка целей и задач образовательной программы

Если мы имеем дело с действующим, а не вновь созданным учреждением, то оно уже реализует определенное содержание образования и имеет конечные результаты образовательной деятельности. Нужно осуществить переход от стартовой к желаемой модели, что и составляет цель программы. Цель программы задает новое качество результатам образовательного процесса относительно уже существующих. Задачи определяют конкретные шаги по достижению цели.

2. Конструирование перспективной модели образовательной деятельности учреждения

Следующий шаг - создание модели, нового образа образовательной деятельности учреждения, удовлетворяющего поставленной цели. Строится подробная картина будущего содержания образования, детальная композиция образовательного процесса.

На этом этапе определяются содержательные, структурные и качественные характеристики образовательных программ и образовательного процесса, внутренние требования к программам, методикам, организации образовательного процесса, устанавливаются педагогические и дидактические принципы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей, общественности и др.).

В конструирование нового замысла учреждения должен быть включен весь творческий потенциал педагогического коллектива. Рекомендуется шире привлекать, критически переосмысливать традиционный и инновационный отечественный и зарубежный опыт дополнительного и других видов образования, теоретические и научно-методические идеи и разработки.

3. Разработка путей и условий достижения конечного результата

За построением идеального представления о том, как должно быть, следует возврат к реальному объекту - действующим программам и организации образовательного процесса. Они являются наличным потенциалом, который должен получить развитие. Процесс развития, преобразования реально существующей образовательной практики учреждения в заданное состояние уточняется с точек зрения

· содержания,

· обеспечения ресурсами,

· последовательности отдельных шагов.

и представляет собой основную часть нормативного материала программы.

3.1. Учет ресурсов

При разработке программы имеют значение две категории ресурсов - уже имеющиеся и те, которые предстоит создать. Имеющиеся ресурсы - это наличный потенциал учреждения (образовательные программы, способы организации образовательного процесса, квалификация педагогических кадров, методическое обеспечение, материальная база, инфраструктурные связи учреждения и т.п.). Вторая группа - ресурсы, необходимые для реализации целей программы и сконструированные в процессе разработки перспективной модели образовательной деятельности учреждения.

Это могут быть новые направления деятельности, новые образовательные программы, интегрированные и комплексные на базе уже действующих программ, новые формы организации работы с детьми, нетрадиционные формы первичных объединений, их взаимодействия и сотрудничества с субъектами социума, элементы психолого-педагогической поддержки, диагностики и коррекции, научно-методическое обеспечение, повышение квалификации кадров и т.п.

3.2. Планирование программы

Достижение конечного результата программы происходит поэтапно. Этапы соответствуют отдельным шагам в достижении цели и имеют последовательность и сроки. План отражает это постепенное, поэтапное движение к цели и является основанием для контроля и коррекции программы.

Для удобства планирования рекомендуется разделить собственно образовательный, и вспомогательные процессы, которые могут быть предусмотрены программой, например, связанные с методическим, информационным, кадровым обеспечением образовательного процесса. При наличии вспомогательных, для основного - образовательного процесса целесообразно разрабатывать отдельный "образовательный план".

3.3. Содержание программной деятельности

На каждом запланированном этапе происходит постепенное создание и включение необходимых ресурсов. Детализация этого процесса по этапам составляет основное содержание программируемой деятельности, подлежащей контролю и, в случае необходимости, корректировке.

4. Оформление программы

Образовательная программы учреждения оформляется в виде текстового документа и утверждается руководителем учреждения, после чего она становится внутренним нормативным актом для педагогического коллектива и обязательна к исполнению.

Текст программы должен содержать не менее четырех основных частей - обоснование, цели и задачи, основная часть, образовательный план учреждения.

В первой части приводятся результаты разработки программы по пункту 1 настоящих рекомендаций, т.е. результаты анализа образовательной ситуации. Основная часть содержит результаты работы по пунктам 3-4. Образовательный план учреждения является частью программы, имеющей самостоятельное значение. Методические рекомендации по разработке учебных планов учреждений дополнительного образования детей

Учебный план является частью образовательной программы учреждения, регламентирующей организацию образовательного процесса.

Учебный план, следовательно, должен соответствовать организационной логике образовательной программы учреждения - раскрывать последовательность, этапность ее осуществления в соответствии с установленными программой сроками, а также организационную структуру освоения содержания образовательной программы.

Основу организационной структуры образовательной программы, отражающей особенности организации образовательного процесса на уровне учреждения, составляют формы организации первичных и других объединений (кружков, студий, групп, ансамблей, клубов, школ, театров, музеев, общественных объединений детей и др.), соответствующие поставленным образовательным целям.

На уровне организации образовательной деятельности ребенка и педагога основными структурными элементами образовательного процесса являются виды занятий (групповые и индивидуальные занятия, уроки, лекции, семинары, репетиции, творческие вечера, концерты, слеты, экспедиции, конкурсы, и т.д.) включенные как в образовательные программы отдельных объединений, так и учреждения в целом.

Учебный план учреждения, таким образом, показывает в каких формах реализуется содержание образовательной программы.

Для представления указанных организационных характеристик образовательной программы рекомендуется следующая структура учебного плана учреждения дополнительного образования детей:

Образовательные программы (ОП)

Разделы ОП*

Формы организации образовательного процесса

20... г.

Кол-во часов по видам занятий

Виды

занятий

.....

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Для комплексных, модульных и интегрированных программ.

1. В разделе "образовательные программы" в удобной для прочтения последовательности должны быть перечислены все действующие и запланированные в учреждении на предусмотренные Планом сроки образовательные программы, входящие составными элементами в образовательную программу учреждения, включая образовательные программы объединений, реализуемые учреждением региональные, федеральные и международные программы дополнительного образования.

2. Раздел "формы организации образовательного процесса" раскрывает организационную специфику объединений, их участие и взаимодействие в реализации образовательных программ.

3. Раздел "количество часов по видам занятий" содержит перечень всех предусмотренных программами видов занятий и мероприятий, отводимое на каждый из видов в течение календарного года.

4. Таблица "виды занятий" составляется исходя из специфики конкретного учреждения. В целях наглядности и/или отражения последовательности и других особенностей образовательного процесса виды занятий могут быть объединены в группы по различным признакам. Например: групповые и индивидуальные занятия, совместные мероприятия и т. п.; основные и итоговые; учебные и практические; и т.д.

5. В зависимости от длительности срока образовательной программы учреждения, образовательный план может быть рассчитан на несколько лет с разбивкой на периоды соответствующие календарному году. Эти данные отражаются в графе "календарный год".При составлении годовой образовательной программы эта графа исключается.

6. Итоговое количество часов определяется по каждому объединению в разделе "количество часов в году".